27 марта, 17:50 Журнал «Республика»

Иконописец  Дмитрий Юдов: настоящие мастера должны сохранять древнерусские традиции иконописи и стиль «северных писем»

Проект «100 символов Карелии» продолжает большой материал об иконах, сохранившихся в Карелии. Самые ценные из нескольких тысяч  дошедших до нас икон — древние экземпляры XIV-XV веков. В них — живописные традиции древнего Новгорода и самобытные северные черты, поэтому искусствоведы называют наши иконы «северными письмами». От специалистов они требуют особого режима хранения. От зрителя — умения читать иконографические символы, знания основ православной культуры и истории.

Традиции древних мастеров в Карелии продолжают современные иконописцы. Дмитрий Юдов, приступая к работе, всегда старается объяснить заказчику, что традиционные древние иконы — самые красивые и правильные. По мнению мастера, именно они больше всего напоминают первообраз изображенного на них святого человека. Дмитрий считает, что современные иконописцы должны продолжать традиции древних — в их сдержанности, профессионализме и трепетном отношении к образцам.

3943ca3dafb3156672b5b660665671db.jpg

Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова

«Людям, конечно, понятнее более поздняя иконопись, периода упадка — когда начиная с XVI века под влиянием западной живописи стала «портиться» традиционная икона. В иконописи появилось больше живописности, манерности. Но, на мой взгляд, иконы в таком стиле — это уже и не совсем иконы, скорее картины на библейскую тему. Настоящие иконы — как раз те, древние, что сохранились в музеях, в том числе и здесь, на севере — наши «северные письма». А еще произведения современных иконописцев, которые стараются следовать традиции и писать иконы в древнерусском стиле. Такая иконопись, с одной стороны, простая и минималистичная, но с другой стороны, в ней нет ничего лишнего. Древние мастера творили с молитвой, следуя канону. Например, Андрей Рублев и его сподвижник Даниил Черный, или чуть позже Дионисий. Так же работали мастера Обонежья — в духе Рублева, — говорит Дмитрий Юдов. — Когда декоративные элементы начали выпячиваться, выходить на передний план: жемчуга, камешки, узорчики — лики на иконах стали уже не такие одухотворенные, не такие красивые, на мой взгляд. А ведь в лике — вся суть.

В иконе главное — духовная составляющая, влияние на душу человека, который молится. Мой первый учитель говорил: все святые, которых я рисую, если я все правильно делаю, с благоговением,- то они мои предстатели на небе, мои молитвенники. В день Страшного суда эти святые будут моими заступниками».

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif21770429ae73e9d9d2eaacaec822dff2.jpgИкона Святой великомученицы Екатерины. Автор — Дмитрий Юдов. Фото: «Республика» / Любовь Козлова74165b770fa43a1837474bda5376275f.giff16e22d23c861c1852e90b4e207a9ce4.jpgЭскиз росписи храма в Спасской Губе. Фото: «Республика» / Любовь Козлова74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifdc5f5655a943d0c3a5dffc531ef51765.jpgЭскиз росписи храма в Спасской Губе. Фото: «Республика» / Любовь Козлова 27-03-2020 - 17:50 Общество   /   иконы, Музей ИЗО Карелии, Иконопись

Информационные партнеры

Компьютерная сеть «Сампо.ру»

Логин:
Пароль: