Виола Мальми
Виола Мальми. Фото: Национальный архив Карелии
Зима. Виола Мальми едет на автобусе в деревню, в очередную фольклорную экспедицию. В салоне холодно: приходится завернуться в одно одеяло с музыкантом Виктором Семендяевым. Позади сидят старушки и ворчат: «Ой, не стыдно! Ой, какие!».
Мальми такие ситуации и расстраивали, и забавляли. Она была маленькой, белокурой и хрупкой. А по натуре — боец: умела справиться и с ворчащими бабушками, и с равнодушными чиновниками, и с большими шумными коллективами танцоров. Фанатично любила свою работу, поэтому трудности любого рода ее мало смущали.
НачалоВиолетта Генриховна родилась в 1932 году в семье хореографа Хельми Мальми. В три года — спасибо маме — впервые вышла на сцену. А в восьмом классе уже сама преподавала: вела танцевальный кружок для одноклассниц и девочек постарше.
Казалось, все дороги ведут в хореографическое. Но вышло иначе: после школы Виола Мальми поступила на актерский факультет Ленинградского театрального института. Танцы, впрочем, не оставила: занималась ими, пока училась, а когда работала в театрах, ставила танцы для спектаклей.
Сцена из спектакля «Ленин», Виола Мальми — слева, в белой рубахе. Фото: Национальный архив КарелииВиола Мальми в роли Зинки, спектакль «Иркутская история», автор А. Арбузов, режиссер Л.Р. Окунь. Фото: Национальный архив КарелииСцена из пьесы Горбатова «Юность отцов», слева Дункерс (Мальми) Виола. Ленинград, 1953 г. Фото: Национальный архив КарелииТеатрам — Рижскому ТЮЗу, Даугавпилсскому театру драмы, Русскому драмтеатру в Петрозаводске — Мальми отдала почти десять лет. А потом в театральном доме отдыха познакомилась с балетным критиком Юрием Слонимским (с которым, кстати, будет дружить всю жизнь). Слонимский сразу разглядел танцевальный талант и сказал: надо поступать.
Три года Виолетта Генриховна училась на балетмейстера в Ленинградской государственной консерватории. Поступила вольнослушателем: в студенты ее зачислить не могли, потому что не было за плечами балетного училища.
За вторым образованием Мальми пошла, когда ей было уже за 30.
Из воспоминаний Виолы Мальми:«Оставила дочку Аниту на маму и двинулась в Питер. Училась и работала, сама преподавала. Сидела на хлебе и картошке. Со мной учились почти мальчики и девочки, и если им разогревать себя в классе хватало минут пятнадцать, то я у станка работала по часу и больше. В конце концов, загнала себя: вместо 50 стала весить 35 килограммов! Кожа посерела, вся пупырышками пошла. Но три года я выдержала все-таки».
Виола Мальми. Фото: из личного архива Аниты Дункерс, дочери Мальми
Консерваторию Виолетта Генриховна окончила в 1966-м. А уже в следующем году поехала по карельским деревням — спасать от забвения фольклорные танцы. За это в народе ее прозвали «Лённротом танцевального фольклора».
ЭкспедицииТрадиционные кадрили и крууги в то время уже мало кто помнил — только деревенские старожилы, которые всё это танцевали в молодости. К ним и обращалась Мальми: бабушки пели и плясали, а она записывала слова, мелодии и схемы танцев. Иногда брала с собой музыканта — того самого Виктора Семендяева. Но чаще «ходила по бабушкам» одна, с большим бобинным магнитофоном в чемоданчике или просто с блокнотом.
Максим Кондратьев из Кестеньги показывает в паре кадриль. Фото: Национальный архив КарелииВиола Мальми в гостях в д. Войницы Калевальского района. Фото: Национальный архив КарелииВиола Мальми в фольклорной экспедиции. Фото: Борис СемёновВиола Мальми и Клавдия Васильева из Киндасово. Фото: Борис Семёнов
Через несколько лет Виолу Мальми знали по всей Карелии. Встречали как родную: рыбой, калитками, домашним творогом со сметаной. А она приезжала снова и снова, во многих деревнях основала фольклорные коллективы — специалисты насчитывают не меньше 17 штук.
— Я помню, какая она вдохновленная и просветленная домой приезжала. Бабушки ее очень любили, — рассказывает Анита Дункерс, старшая дочь Виолы Мальми. — И мама их всех просто обожала, у нее прямо голос теплел, когда она про них говорила. Когда у нее был юбилей, приезжали из районов представители фольклорных коллективов и везли для нее подарки: посылки с травками, рыбники, калитки — всё, что она любила. Это было очень трогательно.
Анита Дункерс. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Своих артистов Виолетта Генриховна даже возила на гастроли. Коллектив из Киндасово с ее помощью побывал в Ленинграде, в Таллине, в Тарту, в Киришах.
Из книги Виолы Мальми «Всё о танце»:«Вспоминаю со смехом, как они боялись спуститься по эскалатору. Баба Маня дальше Пряжи никуда не выезжала, а тут такое… Помню, с каким трудом я поставила ее на эскалатор, она ехала боком, крепко вцепившись за поручни, и кричала: «Клава, я еду! Еду!». Внизу Виктор Семендяев ловил их в объятия. Насмешили весь метрополитен».
За много лет Мальми восстановила содержание двухсот танцев и нескольких сотен народных игр. Успела вовремя: пожилые информанты один за другим уходили из жизни. А Виолетта Генриховна написала полдюжины книг с описанием игр и танцев: хоть сейчас бери, репетируй и выводи на сцену.
Этим она занималась и сама: в 1973 году возглавила ансамбль Karjala, который когда-то создала ее мама. Старшая Мальми, бывшая отменным знатоком финской хореографии, ставила сценические танцы, а младшая взяла за основу чисто фольклорный материал: никакой одинаковости, много настроения и задора, у каждого движения — свой смысл.
Виола Мальми и артисты ансамбля на острове Кижи. Фото: из архива ансамбля KarjalaАнсамбль Karjala на острове Кижи. Фото: из архива ансамбля Karjala Из воспоминаний Виолы Мальми:«Самодеятельность и раньше была, но не фольклор. Даже сегодня включаешь телевизор, и идут эти огромные концерты: человек сто — ручка в ручку, юбка в юбку. Это формальная культура, которая задушила в свое время фольклор. <…> Я видела массу фольклорных коллективов, которые идеально соблюдают рисунок танца, движения идеально заучены, а жизни, импровизации, свободы — того, чем богат сам фольклор, — нуль…».
Сейчас ансамблем Karjala руководит воспитанник Мальми Андрей Анисимов. Он своих танцоров учит не танцевать, а «ходить в определенной манере и импровизировать» — всё, как завещала Виолетта Генриховна.
ПраздникиМальми оставила Karjala на преемника в 1987-м: захотелось перемен. В тот год она собрала новый ансамбль — «Карельскую горницу» — и вывела его на улицы города.
Хореограф задумала возродить народные праздники: Иванов день, Святки, масленичные гулянья. В конце 80-х — начале 90-х их устраивали в петрозаводских парках, на набережной, да просто посреди проспекта Ленина. Пели, танцевали, играли — все вместе с горожанами.
— Первые праздники совсем были пустые, — рассказывает ученица Мальми, руководитель ансамбля Kulkuset Наталья Каширина. — Мы приходим на площадку, видим, что там полтора землекопа, и начинаем морщиться: ну что, мы для нескольких человек будем играть праздник? Виола в этом смысле была огромный оптимист: три человека так три, один так один, никого нет — значит, играем для себя. Помню, в Рождество спускаемся мы по проспекту Ленина, гремим трещотками, орем песни — а народ в разные стороны шарахается. Но были и такие, которые говорили: «Ой, как у вас весело, а можно с вами?». И потихоньку мы людей воспитали: на праздники стали приходить сотнями.
Наталья Каширина. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
И тут, конечно, не обходилось без проблем. Как-то играли Масленицу в парке ОТЗ, договорились об аппаратуре и блинах для гостей, пришли, а ничего нет. Гулянья на несколько сотен человек пришлось вести без микрофонов, «живым» голосом. Чиновники вообще не торопились помогать: да кому, говорили, нужен здесь ваш фольклор?
Но Мальми была упрямой. А еще талантливым организатором: именно она начала проводить праздники в Киндасово и Шелтозере. Эти гулянья живы до сих пор, не говоря уже о фольклорных праздниках на острове Кижи, про которые ей говорили: «Да ничего не получится, да что там делать, а вдруг пойдет дождь?». Но получилось: праздник в музее-заповеднике устраивают теперь каждый год. В любую погоду.
«Горница» на празднике на острове Кижи. Фото: Национальный архив Карелии
Фольклорный театрКогда создавалась «Карельская горница», Виола Мальми работала главным балетмейстером ансамбля «Кантеле» — ставила для знаменитого коллектива программу по эпосу «Калевала». Удивила всех: на выходе получился практически спектакль с единой темой и сюжетом. До этого концерты ансамбля состояли из отдельных номеров.
После пары лет работы Мальми из «Кантеле» ушла. Но с «Калевалой» не рассталась: ставила в «Карельской горнице» небольшие сцены из эпоса. А в 1995-м родился первый большой спектакль.
— В то время мы каждый год проводили семинары в Финляндии: финны очень интересовались карельской хореографией, — рассказывает нынешний руководитель «Горницы» Борис Шустов. — Часто бывали в местечке Рануа, где 28 февраля проводится День «Калевалы». Его там все очень любят, читают в этот день руны. Виола на это посмотрела и предложила: а давайте сделаем у вас спектакль по эпосу.
Борис Шустов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Первой была постановка «Битва за Сампо» — история о том, как герои поехали за волшебной мельницей к старухе Лоухи.
В Рануа в то время было около 2,5 тысячи жителей, с окрестными деревушками — тысяч пять. В представлении участвовал каждый десятый плюс артисты «Горницы». Зрелище вышло грандиозное: площадка на улице, декорации из снега, специально пошитые костюмы, массовка из 300 человек.
— Дело было зимой, мороз был за 20 градусов, — рассказывает Борис Шустов. — Но мы все равно играли, а зрители сидели и смотрели, не уходили. Потом мы со своими спектаклями перешли во дворец спорта, но и там было нежарко — лёд вокруг. Только один спектакль мы играли в настоящем театральном зале.
Один из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»Один из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»Один из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»Один из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»После «Битвы за Сампо» было еще пять постановок. А коллектив Мальми стал называться фольклорным театром: артисты сами и пели, и играли, и танцевали, и читали текст. Для фольклорного коллектива, да еще и любительского, — что-то совершенно новое.
Зимой спектакли показывали в Финляндии, летом — в Петрозаводске. А на 300-летний юбилей города все постановки объединили и показали на стадионе «Юность». Участвовали и местные коллективы, и просто горожане, и даже артисты из Прибалтики и Скандинавии: репетировали целый год.
ВиолаМысли Мальми всегда занимала работа: экспедиции, передачи про танцы на местном ТВ, праздники и концерты, преподавание… Домой приходила уставшая, укладывала младшую дочь Илону спать, ночью писала очередную книгу. Всё бытовое — на втором плане.
Виола Мальми с родственниками и друзьями. Справа налево: Хельми Мальми, Михаил Гольденберг, сама Виола, ее дочь Илона, зять Дмитрий Свинцов (муж Аниты) и дочь Анита. Фото: из личного архива Аниты Дункерс
— Мама жила немного в другом измерении, — рассказывает Анита Дункерс. — Часто путала, как кого зовут: в «Горнице» ребята привыкли и на чужие имена откликались, потому что напоминать было бесполезно. Или еще был момент: она пригласила в Петрозаводск фольклорный коллектив, а где его размещать, видимо, не подумала. И вот она вечером стучится к нам домой: пустите, говорит, меня ночевать, а то у меня в квартире 20 бабушек.
Зато на сцене Виолетта Генриховна была собранной и требовательной. Поблажек не давала, но о своих артистах всегда заботилась: в голодные 90-е брала в поездки контейнеры с едой, чтобы их накормить.
Виола Мальми и артисты танцевального коллектива. Фото: Национальный архив КарелииВиола Мальми на занятии с детским коллективом Слюдяной фабрики «Ило», Петрозаводск, 1974 г. Фото: Национальный архив КарелииОна вообще была очень щедрой. Делилась даже костюмами, которые в те времена стоили и денег, и трудов: сначала раздобыть ткань, потом сшить своими руками.
— Помню, мне нужен был костюм для концерта, но в театре у меня подходящего не было, — рассказывает актриса Национального театра Карелии Виено Кеттунен. — Я к ней: «Виолушка, помоги, надо что-то на голову найти». И она сказала: «Конечно, приходи». Она была такая: не жадничала, ничего не жалела, всем помогала и всем хотела добра.
Виено Кеттунен. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев
Виолу Мальми как символ Карелии представляет актриса Национального театра Карелии, заслуженная артистка России и народная артистка республики Виено Кеттунен:
— Виола Мальми за жизнь успела сделать так много, что можно памятник ставить. Она очень дотошно собирала фольклорные танцы, ездила к бабушкам, которые их помнили. До мелочей у них всё выспрашивала: а какой тут поворот, а с какой ноги идти? И она была единственной, кто этим занимался: если бы не Виола, никто бы уже не вспомнил эту культуру.
А ведь ее в этом деле очень мало поддерживали. И ей каждый раз приходилось доказывать, что ее экспедиции нужны, что книги о карельских танцах и играх должны быть изданы. Зато теперь хотя бы по книгам мы можем узнать, а как оно было раньше.
Виола была и актрисой, и режиссером: например, очень здорово поставила массовые сцены в спектакле по «Калевале», который играли в нашем театре. Это были сцены боев, у мужчин были длинные жерди, и надо было организовать всё так, чтобы никто никого не задел. Я смотрела и думала: как она все это придумала? Этот спектакль мы играли 12 лет и не изменили ни одного движения, поставленного Виолой.
Когда организовали карельский народный хор Oma pajo и понадобилось научить певцов двигаться на сцене, в первую очередь вспомнили про Виолу. С ней хор впервые задвигался, а он ведь был большой, около 50 человек. Виолу Мальми вообще очень ценили как хореографа, и если какой-то коллектив брался за народные танцы, сразу звали ее.
У Виолы была огромная требовательность, и прежде всего к себе. Но с ней всегда работали с удовольствием.
Виолетта Генриховна ушла в 2010 году. А ее книги, праздники, коллективы, ею созданные, остались. Уже дважды в Петрозаводске проходил фестиваль «Хумахуш» памяти Виолы Мальми, который организовала ее ученица Наталья Каширина. Виола Мальми сделала многое, чтобы народная культура не исчезла, теперь ее воспитанники занимаются тем же самым.
Фестиваль «Хумахуш». Фото: из личного архива Натальи Кашириной
Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анастасия Крыжановская, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта
Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!
15-05-2019 100 символов Карелии / 100-летие Республики Карелия, 100 символов Карелии, Виола Мальми«Республика»
Другие новости
Информационные партнеры
Это качество, надежность и всегда доступные цены!