Добавить кнопку:

Для сохранения настроек необходимо авторизоваться.

Ещё не являетесь участником системы "Вход"?

Регистрация занимает всего 35 секунд!

facebook Google Живой Журнал @MAIL.RU Одноклассники RuTube Twitter Вконтакте Яндекс YouTube

Интернет-журнал "Республика" → Виола Мальми

15 мая

8922cee8a34afe851f680e3be4bffd8a.jpg

Виола Мальми. Фото: Национальный архив Карелии

Зима. Виола Мальми едет на автобусе в деревню, в очередную фольклорную экспедицию. В салоне холодно: приходится завернуться в одно одеяло с музыкантом Виктором Семендяевым. Позади сидят старушки и ворчат: «Ой, не стыдно! Ой, какие!».

Мальми такие ситуации и расстраивали, и забавляли. Она была маленькой, белокурой и хрупкой. А по натуре — боец: умела справиться и с ворчащими бабушками, и с равнодушными чиновниками, и с большими шумными коллективами танцоров. Фанатично любила свою работу, поэтому трудности любого рода ее мало смущали.

Начало

Виолетта Генриховна родилась в 1932 году в семье хореографа Хельми Мальми. В три года — спасибо маме — впервые вышла на сцену. А в восьмом классе уже сама преподавала: вела танцевальный кружок для одноклассниц и девочек постарше.

Казалось, все дороги ведут в хореографическое. Но вышло иначе: после школы Виола Мальми поступила на актерский факультет Ленинградского театрального института. Танцы, впрочем, не оставила: занималась ими, пока училась, а когда работала в театрах, ставила танцы для спектаклей.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.giffbda225da8f042a6b2303bf90aadb403.jpgСцена из спектакля «Ленин», Виола Мальми — слева, в белой рубахе. Фото: Национальный архив Карелии74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif82806c403632284ba01b0bbad3bb3429.jpgВиола Мальми в роли Зинки, спектакль «Иркутская история», автор А. Арбузов, режиссер Л.Р. Окунь. Фото: Национальный архив Карелии74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifc56e3faf9277894722c9eb9cf8352018.jpgСцена из пьесы Горбатова «Юность отцов», слева Дункерс (Мальми) Виола. Ленинград, 1953 г. Фото: Национальный архив Карелии

Театрам — Рижскому ТЮЗу, Даугавпилсскому театру драмы, Русскому драмтеатру в Петрозаводске — Мальми отдала почти десять лет. А потом в театральном доме отдыха познакомилась с балетным критиком Юрием Слонимским (с которым, кстати, будет дружить всю жизнь). Слонимский сразу разглядел танцевальный талант и сказал: надо поступать.

Три года Виолетта Генриховна училась на балетмейстера в Ленинградской государственной консерватории. Поступила вольнослушателем: в студенты ее зачислить не могли, потому что не было за плечами балетного училища.

За вторым образованием Мальми пошла, когда ей было уже за 30.

Из воспоминаний Виолы Мальми:

«Оставила дочку Аниту на маму и двинулась в Питер. Училась и работала, сама преподавала. Сидела на хлебе и картошке. Со мной учились почти мальчики и девочки, и если им разогревать себя в классе хватало минут пятнадцать, то я у станка работала по часу и больше. В конце концов, загнала себя: вместо 50 стала весить 35 килограммов! Кожа посерела, вся пупырышками пошла. Но три года я выдержала все-таки».

74165b770fa43a1837474bda5376275f.giff44247271057e282dab57aa8d69053b0.jpg

Виола Мальми. Фото: из личного архива Аниты Дункерс, дочери Мальми

Консерваторию Виолетта Генриховна окончила в 1966-м. А уже в следующем году поехала по карельским деревням — спасать от забвения фольклорные танцы. За это в народе ее прозвали «Лённротом танцевального фольклора».

Экспедиции

Традиционные кадрили и крууги в то время уже мало кто помнил — только деревенские старожилы, которые всё это танцевали в молодости. К ним и обращалась Мальми: бабушки пели и плясали, а она записывала слова, мелодии и схемы танцев. Иногда брала с собой музыканта — того самого Виктора Семендяева. Но чаще «ходила по бабушкам» одна, с большим бобинным магнитофоном в чемоданчике или просто с блокнотом.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif4db1499574c57b8911cd701b30b64dd3.gif

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif2a635a66f44c0572b5833c828ce3c06d.jpgМаксим Кондратьев из Кестеньги показывает в паре кадриль. Фото: Национальный архив Карелии74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif8f91cd8220278c47d8dd05ab150cfa90.jpgВиола Мальми в гостях в д. Войницы Калевальского района. Фото: Национальный архив Карелии74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifcd07b41368e4cf78f8a3bec9bc2de5fa.jpgВиола Мальми в фольклорной экспедиции. Фото: Борис Семёнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifb0a3a2658264580126474346d399cf38.jpgВиола Мальми и Клавдия Васильева из Киндасово. Фото: Борис Семёнов

Через несколько лет Виолу Мальми знали по всей Карелии. Встречали как родную: рыбой, калитками, домашним творогом со сметаной. А она приезжала снова и снова, во многих деревнях основала фольклорные коллективы — специалисты насчитывают не меньше 17 штук.

— Я помню, какая она вдохновленная и просветленная домой приезжала. Бабушки ее очень любили, — рассказывает Анита Дункерс, старшая дочь Виолы Мальми. — И мама их всех просто обожала, у нее прямо голос теплел, когда она про них говорила. Когда у нее был юбилей, приезжали из районов представители фольклорных коллективов и везли для нее подарки: посылки с травками, рыбники, калитки — всё, что она любила. Это было очень трогательно.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif5d739f321017536152c4fa63c2a99e2b.jpg

Анита Дункерс. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Своих артистов Виолетта Генриховна даже возила на гастроли. Коллектив из Киндасово с ее помощью побывал в Ленинграде, в Таллине, в Тарту, в Киришах.

Из книги Виолы Мальми «Всё о танце»:

«Вспоминаю со смехом, как они боялись спуститься по эскалатору. Баба Маня дальше Пряжи никуда не выезжала, а тут такое… Помню, с каким трудом я поставила ее на эскалатор, она ехала боком, крепко вцепившись за поручни, и кричала: «Клава, я еду! Еду!». Внизу Виктор Семендяев ловил их в объятия. Насмешили весь метрополитен».

За много лет Мальми восстановила содержание двухсот танцев и нескольких сотен народных игр. Успела вовремя: пожилые информанты один за другим уходили из жизни. А Виолетта Генриховна написала полдюжины книг с описанием игр и танцев: хоть сейчас бери, репетируй и выводи на сцену.

Этим она занималась и сама: в 1973 году возглавила ансамбль Karjala, который когда-то создала ее мама. Старшая Мальми, бывшая отменным знатоком финской хореографии, ставила сценические танцы, а младшая взяла за основу чисто фольклорный материал: никакой одинаковости, много настроения и задора, у каждого движения — свой смысл.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif4ae3d4ceb07cfb69416cc0c5ec9a652c.jpgВиола Мальми и артисты ансамбля на острове Кижи. Фото: из архива ансамбля Karjala74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif60ca53c7a2975e60cdf5f0c259f5de0e.jpgАнсамбль Karjala на острове Кижи. Фото: из архива ансамбля Karjala Из воспоминаний Виолы Мальми:

«Самодеятельность и раньше была, но не фольклор. Даже сегодня включаешь телевизор, и идут эти огромные концерты: человек сто — ручка в ручку, юбка в юбку. Это формальная культура, которая задушила в свое время фольклор. <…> Я видела массу фольклорных коллективов, которые идеально соблюдают рисунок танца, движения идеально заучены, а жизни, импровизации, свободы — того, чем богат сам фольклор, — нуль…».

Сейчас ансамблем Karjala руководит воспитанник Мальми Андрей Анисимов. Он своих танцоров учит не танцевать, а «ходить в определенной манере и импровизировать» — всё, как завещала Виолетта Генриховна.

Праздники

Мальми оставила Karjala на преемника в 1987-м: захотелось перемен. В тот год она собрала новый ансамбль — «Карельскую горницу» — и вывела его на улицы города.

Хореограф задумала возродить народные праздники: Иванов день, Святки, масленичные гулянья. В конце 80-х — начале 90-х их устраивали в петрозаводских парках, на набережной, да просто посреди проспекта Ленина. Пели, танцевали, играли — все вместе с горожанами.

— Первые праздники совсем были пустые, — рассказывает ученица Мальми, руководитель ансамбля Kulkuset Наталья Каширина. — Мы приходим на площадку, видим, что там полтора землекопа, и начинаем морщиться: ну что, мы для нескольких человек будем играть праздник? Виола в этом смысле была огромный оптимист: три человека так три, один так один, никого нет — значит, играем для себя. Помню, в Рождество спускаемся мы по проспекту Ленина, гремим трещотками, орем песни — а народ в разные стороны шарахается. Но были и такие, которые говорили: «Ой, как у вас весело, а можно с вами?». И потихоньку мы людей воспитали: на праздники стали приходить сотнями.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif42d4a10839b330e8b97814188cfe5d17.jpg

Наталья Каширина. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

И тут, конечно, не обходилось без проблем. Как-то играли Масленицу в парке ОТЗ, договорились об аппаратуре и блинах для гостей, пришли, а ничего нет. Гулянья на несколько сотен человек пришлось вести без микрофонов, «живым» голосом. Чиновники вообще не торопились помогать: да кому, говорили, нужен здесь ваш фольклор?

Но Мальми была упрямой. А еще талантливым организатором: именно она начала проводить праздники в Киндасово и Шелтозере. Эти гулянья живы до сих пор, не говоря уже о фольклорных праздниках на острове Кижи, про которые ей говорили: «Да ничего не получится, да что там делать, а вдруг пойдет дождь?». Но получилось: праздник в музее-заповеднике устраивают теперь каждый год. В любую погоду.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif20143f234cb7ca4406d8210dddaf9e0b.jpg

«Горница» на празднике на острове Кижи. Фото: Национальный архив Карелии

Фольклорный театр

Когда создавалась «Карельская горница», Виола Мальми работала главным балетмейстером ансамбля «Кантеле» — ставила для знаменитого коллектива программу по эпосу «Калевала». Удивила всех: на выходе получился практически спектакль с единой темой и сюжетом. До этого концерты ансамбля состояли из отдельных номеров.

После пары лет работы Мальми из «Кантеле» ушла. Но с «Калевалой» не рассталась: ставила в «Карельской горнице» небольшие сцены из эпоса. А в 1995-м родился первый большой спектакль.

— В то время мы каждый год проводили семинары в Финляндии: финны очень интересовались карельской хореографией, — рассказывает нынешний руководитель «Горницы» Борис Шустов. — Часто бывали в местечке Рануа, где 28 февраля проводится День «Калевалы». Его там все очень любят, читают в этот день руны. Виола на это посмотрела и предложила: а давайте сделаем у вас спектакль по эпосу.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif7949a155809c7762c82b71da8f616c04.jpg

Борис Шустов. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Первой была постановка «Битва за Сампо» — история о том, как герои поехали за волшебной мельницей к старухе Лоухи.

В Рануа в то время было около 2,5 тысячи жителей, с окрестными деревушками — тысяч пять. В представлении участвовал каждый десятый плюс артисты «Горницы». Зрелище вышло грандиозное: площадка на улице, декорации из снега, специально пошитые костюмы, массовка из 300 человек.

— Дело было зимой, мороз был за 20 градусов, — рассказывает Борис Шустов. — Но мы все равно играли, а зрители сидели и смотрели, не уходили. Потом мы со своими спектаклями перешли во дворец спорта, но и там было нежарко — лёд вокруг. Только один спектакль мы играли в настоящем театральном зале.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifacb13f5d3e9b92b5da200d9b318bfceb.jpgОдин из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»74165b770fa43a1837474bda5376275f.giff128462d50038b0fe96510a536627fca.jpgОдин из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif8ee06f691542d05bc1658bad55db71d2.jpgОдин из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif84c8ca9439560b349dc8500a5cfc3aa6.jpgОдин из спектаклей по «Калевале» в Рануа. Фото: из архива фольклорного театра «Горница»

После «Битвы за Сампо» было еще пять постановок. А коллектив Мальми стал называться фольклорным театром: артисты сами и пели, и играли, и танцевали, и читали текст. Для фольклорного коллектива, да еще и любительского, — что-то совершенно новое.

Зимой спектакли показывали в Финляндии, летом — в Петрозаводске. А на 300-летний юбилей города все постановки объединили и показали на стадионе «Юность». Участвовали и местные коллективы, и просто горожане, и даже артисты из Прибалтики и Скандинавии: репетировали целый год.

Виола

Мысли Мальми всегда занимала работа: экспедиции, передачи про танцы на местном ТВ, праздники и концерты, преподавание… Домой приходила уставшая, укладывала младшую дочь Илону спать, ночью писала очередную книгу. Всё бытовое — на втором плане.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifcb83a4bf3b64fb918a51180691d06738.jpg

Виола Мальми с родственниками и друзьями. Справа налево:  Хельми Мальми, Михаил Гольденберг, сама Виола, ее дочь Илона, зять Дмитрий Свинцов (муж Аниты) и дочь Анита. Фото: из личного архива Аниты Дункерс

— Мама жила немного в другом измерении, — рассказывает Анита Дункерс. — Часто путала, как кого зовут: в «Горнице» ребята привыкли и на чужие имена откликались, потому что напоминать было бесполезно. Или еще был момент: она пригласила в Петрозаводск фольклорный коллектив, а где его размещать, видимо, не подумала. И вот она вечером стучится к нам домой: пустите, говорит, меня ночевать, а то у меня в квартире 20 бабушек.

Зато на сцене Виолетта Генриховна была собранной и требовательной. Поблажек не давала, но о своих артистах всегда заботилась: в голодные 90-е брала в поездки контейнеры с едой, чтобы их накормить.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif45cc50ac9d7cde221480f55bb3ef362d.jpgВиола Мальми и артисты танцевального коллектива. Фото: Национальный архив Карелии74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif963ba56b597ebdac4cfaf4cda942b794.jpgВиола Мальми на занятии с детским коллективом Слюдяной фабрики «Ило», Петрозаводск, 1974 г. Фото: Национальный архив Карелии

Она вообще была очень щедрой. Делилась даже костюмами, которые в те времена стоили и денег, и трудов: сначала раздобыть ткань, потом сшить своими руками.

— Помню, мне нужен был костюм для концерта, но в театре у меня подходящего не было, — рассказывает актриса Национального театра Карелии Виено Кеттунен. — Я к ней: «Виолушка, помоги, надо что-то на голову найти». И она сказала: «Конечно, приходи». Она была такая: не жадничала, ничего не жалела, всем помогала и всем хотела добра.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif99abe421518332f5751f78585c90b132.jpg 74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifaefba472069b0cc0ae55aa06910025c4.jpg

Виено Кеттунен. Фото: ИА «Республика» / Леонид Николаев

Виолу Мальми как символ Карелии представляет актриса Национального театра Карелии, заслуженная артистка России и народная артистка республики Виено Кеттунен:

— Виола Мальми за жизнь успела сделать так много, что можно памятник ставить. Она очень дотошно собирала фольклорные танцы, ездила к бабушкам, которые их помнили. До мелочей у них всё выспрашивала: а какой тут поворот, а с какой ноги идти? И она была единственной, кто этим занимался: если бы не Виола, никто бы уже не вспомнил эту культуру.

А ведь ее в этом деле очень мало поддерживали. И ей каждый раз приходилось доказывать, что ее экспедиции нужны, что книги о карельских танцах и играх должны быть изданы. Зато теперь хотя бы по книгам мы можем узнать, а как оно было раньше.

Виола была и актрисой, и режиссером: например, очень здорово поставила массовые сцены в спектакле по «Калевале», который играли в нашем театре. Это были сцены боев, у мужчин были длинные жерди, и надо было организовать всё так, чтобы никто никого не задел. Я смотрела и думала: как она все это придумала? Этот спектакль мы играли 12 лет и не изменили ни одного движения, поставленного Виолой.

Когда организовали карельский народный хор Oma pajo и понадобилось научить певцов двигаться на сцене, в первую очередь вспомнили про Виолу. С ней хор впервые задвигался, а он ведь был большой, около 50 человек. Виолу Мальми вообще очень ценили как хореографа, и если какой-то коллектив брался за народные танцы, сразу звали ее.

У Виолы была огромная требовательность, и прежде всего к себе. Но с ней всегда работали с удовольствием.

Виолетта Генриховна ушла в 2010 году. А ее книги, праздники, коллективы, ею созданные, остались. Уже дважды в Петрозаводске проходил фестиваль «Хумахуш» памяти Виолы Мальми, который организовала ее ученица Наталья Каширина. Виола Мальми сделала многое, чтобы народная культура не исчезла, теперь ее воспитанники занимаются тем же самым.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifa347821bdfed8612b3c96b53513ac167.jpg

Фестиваль «Хумахуш». Фото: из личного архива Натальи Кашириной

Над проектом работали:
Мария Лукьянова, редактор проекта
Анастасия Крыжановская, автор текста
Леонид Николаев, фотограф
Павел Степура, вёрстка
Елена Кузнецова, консультант проекта

Идея проекта «100 символов Карелии» — всем вместе написать книгу к столетию нашей республики. В течение года на «Республике», в газете «Карелия» и на телеканале «Сампо ТВ 360°» выйдут 100 репортажей о 100 символах нашего края. Итогом этой работы и станет красивый подарочный альбом «100 символов Карелии». Что это будут за символы, мы с вами решаем вместе — нам уже поступили сотни заявок. Продолжайте присылать ваши идеи. Делитесь тем, что вы знаете о ваших любимых местах, памятниках и героях — эта информация войдет в материалы проекта. Давайте сделаем Карелии подарок ко дню рождения — напишем о ней по-настоящему интересную книгу!

15-05-2019 100 символов Карелии   /   100-летие Республики Карелия, 100 символов Карелии, Виола Мальми 74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif55a4c42fb629cae4f5fedb527408497c.png
«Республика»

Другие новости:

Информационные партнеры:

Логин:
Пароль: