24 декабря, 09:24 Журнал «Республика»

Железнодорожной станции «Беломорск» исполнилось 100 лет

Фото: "Беломорская трибуна"

Первый поезд от Петрозаводска до станции Сорока (ныне Беломорск) прошел 21 декабря 1915 года.

Именно с этого рейса протяженностью 365 верст и началась новая история будущего Беломорска – со строительства Мурманской железной дороги: станция Сорокская стала первой, имеющей выход к Белому морю.

Укладку пути на линии Петрозаводск — Сорокская бухта (так красиво называлась тогда наша станция) закончили 30 декабря 1915 года. Первоначально участок пути использовался для перевалки грузов с вагонов на пароходы и с пароходов в вагоны. Во время Великой Отечественной войны окончательно сформировался облик станции Беломорск как транспортного узла — сюда была в спешном порядке подведена железнодорожная ветка от станции Обозерская Северной железной дороги, связавшая Архангельскую область с Карелией и давшая Мурманску второй выход в Центральную Россию. Строительство ветки Сорока — Обозерская хоть и не значилось среди важнейших объектов, однако уже в годы строительства и ввода — в 1939, 1940 и 1941 гг. — многие государственные деятели дали ей название «Дорога жизни». Стоит посмотреть на карту севера, чтобы представить себе все поистине великое значение этого рельсового пути: протяженность – 357 километров, 130 из них – по территории Карелии.

Северное направление сегодня

Бурно развивающийся промышленный комплекс Мурманской области и нашей республики постоянно требовал технического перевооружения северного участка железной дороги: вторые пути, постоянное совершенствование средств связи, удлинение станций, электрификация — таким выглядит северное направление сегодня. Многое изменилось на станции Беломорск под влиянием научно-технического прогресса. Несколько лет назад линия была электрифицирована. Беломорск стал самой крупной северной «сортировкой», является станцией 1-го класса, она включена в список важнейших станций сети дорог. С трёх направлений прибывают сюда поезда: с юга — с Волховстроевского и Петрозаводского отделений, с севера — из Мурманска и с востока — из Лосты Северной железной дороги. Соответственно, работники станции работают на два десятка станций, подбирают вагоны по назначениям и формируют составы. В среднем в сутки на сортировочной горке станции перерабатывается 1142 вагона. Более 550 поездов в месяц поступает на сортировку и столько же формируется.

Штат работников станции Беломорск составляет 138 человек. Совместно с работниками смежных предприятий созданы комплексные бригады, что позволяет значительно увеличить производительность работы смены и повысить ответственность каждого участника производственного процесса. Маневровый диспетчер А.М. Потапов признан лучшим командиром среднего звена на сети по итогам прошлого года, он мудро руководит работой смены, думает и о конечном результате, и о том, какой ценой его достичь. А высокие результаты работы стали возможны благодаря труду опытных работников станции, стаж которых составляет более 20 лет, это дежурные по станции О.В. Зайков, О.Н. Мураховская, Е.Э. Ярагина, Е.Н. Жарко, Т.Б. Бахта, маневровые диспетчеры А.А. Гручин, С.Е. Каншиев, С.О. Мокеева, М.С. Мурманов, составители поездов Д.В. Танин, П.Л. Гуринович, А.В. Баранов, А.В. Руссу, А.П. Широких, операторы при ДСП Н.И. Юргулене, А.А. Видяйкина, О.В. Шалыгина, Н.Г. Гручина, С.В. Богданова, приемщики поездов В.А. Новикова, Л.С. Машина, Е.Н. Киселева, В.В. Усик, Т.Н. Чкалова, Е.Г. Ткачук, М.М. Владимирова, С.Ю. Дурова, регулировщики скорости движения вагонов Ч.А. Командин, М.А. Седулин, операторы сортировочной горки И.Н. Алиновская, М.В. Истомина, И.Н. Линник, Г.Э. Мокеева, сигналисты Г.А. Куликова, Л.В. Мерчанская, операторы СТЦ Ж.С. Егорова, Н.В. Афанасьева, Н.Ю. Лепетухина, О.А. Родионова, В.И. Щербакова, Н.В. Богданова, И.П. Ткачук, М.А. Щербакова, А.С. Васильев, Т.В. Гришкевич Т.В., станционный рабочий А.А. Климантович.

Безопасность движения поездов и сохранность грузов

Большую роль в обеспечении безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов на станции Беломорск принадлежит пункту коммерческого осмотра поездов и вагонов междорожного уровня. Автоматизированная система коммерческого осмотра вагонов освободила от необходимости встречать поезда в парке, прибывающие с более загруженного восточного направления. Весы РТВД взвешивают вагоны с грузами, поступающие с Северной дороги, прямо на ходу поезда. Разнообразнейшие информационные программы позволяют заранее узнать, какие поезда и в какое время прибудут на станцию. Проведена работа по обновлению освещения станции: установлено светодиодное освещение с автоматическим режимом включения и выключения, что значительно экономит энергопотребление станцией и предприятиями узла.

А вот сортировочная горка с 1961 года не претерпела изменений: на двух тормозных позициях вагоны вытормаживаются вручную. Проведена работа по установке дополнительных сбрасывателей башмаков, что дало возможность увеличить количество сортировочных путей, следовательно, увеличить объём переработки и сократить время формирования поездов.

– Наша сортировочная станция — единственная на северном ходу, она перерабатывает значительный вагонопоток, — сообщил заместитель начальника станции по оперативной работе Александр Колотовкин. — В настоящее время разрабатывается проект технического перевооружения, механизации горки. Предусмотрена установка замедлителей на тормозных позициях, строительство бытового и ремонтного комплекса. Хотелось бы включить в проект и путевое развитие — удлинение путей приёмоотправочного парка для формирования поездов повышенной длины. В перспективе – увеличение объемов перевозки грузов за счет развития и строительства морского терминала по перевалке наливных и сыпучих грузов, что так же послужит развитию и расширению станции Беломорск. Планируется работа по восстановлению централизованного водоснабжения горочного поста централизации. Строительство путепровода над железнодорожными путями в районе ул. Банковской и ул. Груздева, что исключит длительную стоянку машин на железнодорожном переезде и позволит открыть регулярный автобусный маршрут на вокзал и ул. Железнодорожную.

Эффективность работы станции

Она зависит от многих отраслевых структур. В то же время каждый железнодорожник Беломорского узла знает: он отвечает за каждый вагон, который проследовал через входной сигнал, — до тех пор, пока он не прибыл на станцию назначения. Чтобы обеспечить её надёжное функционирование, узловая рабочая группа занимается картированием основных технологических процессов с чётким определением ответственности каждого структурного подразделения. А их немало: Беломорская дистанция пути, район контактной сети и сетевой район Кемской дистанции электроснабжения, Беломорская дистанция сигнализации, централизации и блокировки, пункт технического обслуживания вагонов, ПМС-283. В прошлом году на узле разработаны и внедрены ряд межфункциональных проектов, в стадии реализации ещё два и есть новые задумки.

При необходимости этот орган «местного самоуправления» обращается за помощью в региональный аппарат управления ОЖД. Как говорят члены беломорской рабочей группы, заместитель начальника ОЖД по территории Владимир Троянов предельно внимательно относится к выработанным на узлах предложениям.

Железнодорожники и район

В небольшом городе с населением 12 тысяч человек железнодорожников не менее одной пятой населения. Так что поневоле железнодорожные интересы переплетаются с интересами района. Тесное взаимодействие узловой рабочей группы с местной администрацией диктуется не столько пунктом Положения об УРГ, сколько реальными обстоятельствами совместного бытия. Будь то повседневный вопрос уборки улиц, или совместная организация праздничных и спортивных мероприятий. Работники станции активно и успешно участвуют в акциях Октябрьской железной дороги: субботниках по уборке территории станции и прилегающих перегонов, в зимних и летних спартакиадах Петрозаводского узла, Октябрьской железной дороги, мероприятиях, посвященных годовщине Великой Отечественной войны (чествование ветеранов, организация бесед молодежи с ветеранами) и других значимых социальных делах.

Ветераны

На станции работает Совет ветеранов, который возглавляет бывший работник — Татьяна Леонидовна Румянцева, а также А.Н. Винник, Г.Д. Мамонтова. Посвятили восстановлению и развитию станции начальники Красновский И.И., Ермаков В.И., Добролюбов В.И., Капуста Г.Ф., Богатиков В.Ф., Красиков Ю.Г., Гогин О.И., Липаев В.С., Татаринцев А.А., Кузменков А.В., Суржик А.В., Ефимов Д.П., Колотовкин А.С., Романов Е.А., Р.Т. Мирзаев., В.В. Савочкин, заместители Подкопаев Н.Н., Ильичев Н.В., Бирюков И.Ф., Копнин А.Н., Колотовкин А.С., Командина С.Ф., Ярагин А.В. Успешный труд многих ветеранов отмечен почетными грамотами. Среди старших ветеранов станции — Сидорова Лукерья Борисовна, работавшая на станции стрелочником, ветеран ВОВ Смирнов Яков Аристархович, работавший составителем поездов, который является почетным железнодорожником. Главный инженер станции Ярагин А.В. на 95-летие станции Беломорск был удостоен знака «Почетный железнодорожник».

Сегодня у нас трудятся дети ветеранов станции Беломорск: Татаринцева А.А., Гогина О.И., Ляминой В.Д., Сорокиной Е.А., Перевозниковой М.И., Бондаренко В.Ф., Малевич Е.Ф., Коркиной А.В., Дудковой Т.А.

У коллектива станции Беломорск есть все предпосылки и возможность для реализации поставленных задач, полагаясь на вековой опыт и профессионализм работников.

30ac9e6b62e04d1e4a22dbadf0333f18.jpg

Стрелочники. 1967 г. Фото: «Беломорская трибуна

«

Материал предоставлен районной газетой «Беломорская трибуна»

d14675c00433b63f9b9ebe5cda420192.jpg
 

Версия для печати


Информационные партнеры

Интернет «Сампо.ру»

Это качество, надежность и всегда доступные цены!

Подключайся

Компьютерная сеть «Сампо.ру»

Логин:
Пароль: