23 сентября, 22:20 МК в Карелии

Чем шведские выборы отличаются от российских. Часть вторая

Мы уже рассказали об азах избирательной системы Швеции, к которым делегация российских журналистов приобщилась на время выборов 9 сентября. Сегодня – о том, как происходит голосование, и чем оно закончилось на этот раз.

Читайте по теме: "Чем шведские выборы отличаются от российских. Часть первая"

Местный колорит

Еще одно характерное отличие шведской политической системы – огромное количество местных партий. Здесь нет понятия «самовыдвиженец», для участия в выборах кандидат должен состоять в какой-либо партии – или учредить свою собственную. Поэтому никого не удивит наличие партии, состоящей из единственного человека.

Каждая партия создается с какой-то определенной целью – политической, экологической, социальной направленности. Скажем, в Гётеборге есть партия «Выбор пути», добивающаяся отмены в губернии дорожных сборов. А в Стокгольмском лене существует «Жонглерская партия»: ее члены выступают за то, чтобы в обществе как можно больше жонглировали. Зарегистрировать новую политическую силу не составляет никакого труда, это делается в уведомительном порядке. Как и участие в выборах в качестве кандидата: нужно просто направить заявление в местную комиссию по выборам.

Итак, 9 сентября шведы избирали депутатов сразу трех уровней: в национальный парламент, а также в губернский и местный советы. Процедура, на взгляд российского журналиста, довольно необычна. Каждый человек, внесенный в списки избирателей, получает по почте специальную карточку. С ней он приходит на участок, куда перед этим каждая партия-участник привозит свои бюллетени. Они трех видов: для выборов в риксдаг – желтые, в муниципальные советы – белые, в ландстинги – голубые.

Каждый из цветных «квиточков» также делится на три категории. Во-первых, бюллетени с названиями политических партий и именами кандидатов. В них вы можете отметить крестиком конкретную персону. Впрочем, в итоге таких «индивидуалов» в политике очень мало. Далее - бюллетени с названиями политических партий, но без имен кандидатов. То есть ими вы голосуете за список конкретной партии. И, наконец, бюллетени вообще без ничего. Сюда вы можете вписать любую партию, которую хотите видеть в том или ином совете. Даже реально не существующую.

Итак: вы заходите на избирательный участок, показываете карточку – и проходите к столу, где разложены бюллетени. Раньше эта часть голосования была открытой, но тут кто-то догадался, что так можно узнать о политических пристрастиях человека – просто посмотрев, бюллетени какой партии он берет. И с этого года стол спрятали за большую ширму. Есть еще несколько маленьких ширм – они заменяют шведам кабинки для голосования.

Также избирателю полагается три маленьких конверта – по одному на уровень выборов. В каждый он кладет выбранный бюллетень, с отметкой или без, маленькие конверты упаковывает в один большой, и отдает его члену избирательной комиссии, который опускает конверт в урну. Все, гражданский долг выполнен.

Демократы как угроза демократии

Главной новостью минувших выборов стал феноменальный успех шведских демократов – ультранационалистической партии, ратующей за высылку всех иммигрантов. Никто из остальных парламентских фракций не хочет иметь с ними дела – и поэтому шведский политический бомонд ждут разброд и шатание.

Тут нужно напомнить, как выглядит расклад сил в риксдаге. Традиционно здесь  представлено два противоборствующих блока: «красно-зеленые» (социал-демократы, «левые», экологическая партия) и «Альянс» (умеренные, центристы, либералы и христианские демократы). Отдельно, но гордо стоит феминистская партия. И вот недавно к этому привычному политическому ландшафту добавились ультраправые - «Шведские демократы». С благославления «Баренц Пресс Интэрнэшнл» мы пообщались с представителями этой партии в провинции Вестреботтен.

Основных отличий от оппонентов у «шведских демократов» два: они не улыбаются и никак не могут объяснить, чего же в итоге хотят. Основное время нашей встречи они рассказывали об истории своего движения, «полного унижений и выгоняний». И действительно – от «шведских демократов» шарахаются все политические силы. Хотя ничего особо криминального их идеология вроде как не подразумевает: как объяснил нам местный партийный деятель Петтер Нильссон, они просто хотят запретить въезд в страну «бесполезным» мигрантам, допуская только специалистов в востребованных областях производства и науки.

 Петтер Нильссон. Фото: Жанна Яроцкая

Впрочем, доцент политических наук Йохан Холстрём представил их нам несколько иначе. Он рассказал, что конкретные устремления «шведских демократов» постоянно меняются: то они хотят просто всех выслать, то готовы принять датскую модель – солидную выплату желающим вернуться на родину, то в добровольном порядке, то принудительно… От наших вопросов о точной стратегии, об отношении к России, об экономической платформе местные «ШДшники» всячески уклонялись и предлагали обратиться в высшее руководство партии – тем, мол, виднее.

В общем, иметь с ними дело себе дороже. И вот это обстоятельство как раз и посеяло смуту в шведских верхах.

Враг моего врага

«Красно-зеленые» на прошедших парламентских выборах получили 144 мандата, «Альянс» - 143. То есть большинства нет ни у кого – а значит, пройдет то решение, которое поддержат «шведские демократы». Для них выборы стали настоящим триумфом: набрав 17,6 процента голосов, они получили 63 мандата и стали третьей по численности партией в риксдаге.  Для сравнения: на прошлых выборах правопопулисты набрали меньше 12 процентов.

 Шведские газеты наутро после выборов

Почему шведы проголосовали именно так, долго гадать не приходится. Принятые страной полторы сотни тысяч выходцев из северной Африки и Ближнего Востока даже визуально поменяли жизнь в Скандинавии, попрошайки на улицах стали обыденностью. И хотя в глубинке мигрантов ждут с распростертыми объятьями (в чем мы убедились лично и рассказ о чем впереди) – видимо, в больших городах люди все-таки испугались. Потому что расселенные по периферии беженцы перебираются именно в большие города.

В таких условиях народ голосует за тех, кто берется решить эту проблему. Хотя популисты, по традиции, не говорят, как именно будут действовать. И тут снова неприятные аналогии с некоторыми российскими политиками…

Теперь с непопулярными, но востребованными «шведскими демократами» придется сотрудничать основным фракциям риксдага. Но парадокс в том, что делать этого не хотят ни «красно-зеленые», ни «Альянс». А значит, им придется как-то договариваться между собой. Как это будет происходить, с нетерпением ожидают шведские политологи, которых ждет очень интересный год. Карельским коллегам, которые практически остались без работы, остается только позавидовать.

Фото автора.

Редакция благодарит «Баренц Пресс Интэрнэшнл» за предоставленную возможность для подготовки материала.

Информационные партнеры

Компьютерная сеть «Сампо.ру»

Логин:
Пароль: