28 февраля, 10:00

Андрей Кураев: «Наступил на меня, и пошел дальше»

Протодиакон Андрей Кураев прибыл в Петрозаводск на несколько дней. Сегодня, 28 февраля в 13.00 он встретится со студентами, преподавателями университета и всеми желающими в библиотеке ПетрГУ (Ленина, 33). А накануне он провел пресс-конференцию для журналистов. Писать о нем — дело неблагодарное. Лучше чем он сам, о нем никто не скажет. Мы предоставляем слово отцу Андрею.

-Я не буду отвечать на три вопроса. Про цель посещения, про впечатления от города, про творческие планы.

-Люди, которые идут в экстремистские организации, они пытаются оправдать свое право на ненависть. Церковь, конечно, такого права не дает. Поэтому они идут не к нам. И мы, вообще-то, не хотим идти к ним.

-У православия слишком женское лицо. Печально смотреть, когда стоит в церкви много женщин и какой-нибудь один юноша... Хочется, чтобы молодой человек, войдя в церковь, мог развить свои таланты. Талант молодости, талант патриотизма.

-Это великий поступок Великого Человека (об отречении Папы Бенедикта 16-го от престола). Этот поступок изменил в мире больше, чем все восемь лет его понтификата. Он им оправдал то, о чем говорил все эти годы. Говорил о душе, о человеке, о совести.

-Я — не представитель Русской Православной церкви. Или — представитель в той же степени, в которой каждый из вас — представитель homo sapiens. Я высказываю свою позицию здесь, а не официальную.

-Трения с видами искусства — это нормально. У всех имеется свое субъективное мнение на произведения искусства. От чего-то нас тошнит, что-то приводит в восторг... Но тут еще нужно подразделять, а произведением ли искусства является тот или иной спектакль, книга, фильм? Сегодня многое из того, что называется искусством, - это бескультурье. По Фрейду, культура — это система табу. Четкое разделение сакрального и профанного пространства. Бронислав Малиновский говорил, что со слова «культура» нужно снять нимб. Человек способен производить и плохие произведения культуры: озоновая дыра — это ведь тоже часть нашей культуры. Посмотрите, как мы относимся к экологии. И невозможно дать никакого обета — «я обязуюсь ценить культуру!»

-Что касается скандала вокруг спектакля по роману «Лолита» в Петербурге. Я не исключаю, что это — часть самого спектакля. Не исключаю, что это сделано авторами, чтобы привлечь к нему внимание. Ведь найти тех людей, которые кидали камни и писали угрозы — никто так и не смог.

-Есть известная формула: «Выдавленную из тюбика пасту назад не загонишь». Поэтому очень осторожно нужно сегодня говорить обо всем, что касается протестного движения. Парни, которые сегодня бросят булыжник, завтра начнут молиться? Это не так. Не начнут, а снова возьмут камень. И может дойти до кровопролития. Определенная группа в Москве сейчас действует неких православных активистов, как они себя называют... И это очень опасно. В том числе это и большая пастырская ошибка. В какой-то мере их или подстрекали, или поощряли, или не урезонили вовремя.

-Закон об оскорблении чувств верующих... Я всегда выступал против принятия этого закона. Есть поговорка — не рой другому яму, сам в нее попадешь. Думаю, что он еще и будет работать против нас. В частности, ударит по мне лично. Так что даже из шкурных интересов, я — против!

-Вы точно уверены, что моя фамилия — Чаплин? (на вопрос о том, как Кураев относится к введению «православной моды»). Носите, что хотите. Что касается меня, то мне лично женщины в юбке кажутся более сексуально привлекательными. И как человек, озабоченный аскезой, я безусловно, говорю: «Девочки! Только джинсы и ватники!» (все журналистки на пресс-конференцию, кстати, надели джинсы, чтобы не вводить отца Андрея во искушение).

-Мне все стыднее называть себя православным христианином. В частности потому — что подрастает смена, вокруг становится много молодых людей, которые переходят от слов к делу. Я что? Я всего лишь разговариваю. Богослов. А они берут в свои семьи детей из детского дома, волонтерствуют, идут работать в хосписы, причем, бросают ради этого свою работу. Это все неизвестные прессе великие события. Как объяснить людям, что братик, сестренка — это не проблема, это помощь! Я пытаюсь только объяснять...

-Я не знаю вашей ситуации с блогером Ефимовым. Могу сказать только одно: и в интернете человек должен оставаться человеком. Правила этики должны распространяться и на сеть.

-Ходят слухи о том, что в церкви безумное количество финансовых ресурсов, человеческих. Это не так. Мы бы хотели помочь в восстановлении монастырей, церквей, которые не принадлежат РПЦ, и являются памятниками культуры, архитектуры, духовности. Знаете, как патриарх Алексий говорил? «Церковь грабили дважды. Первый раз — все отобрав, вторая раз — все вернув». Вернув в руинированном виде.

-Расскажу наш анекдот. Пришел день Божьего суда для купюр. Стоят купюры в рядок, волнуются. И только пятитысячная не волнуется. Ее ведь все любят. И вот Ангел объявляет: ей — в топку, а десятирублевку — в рай пожалуйте. Как так? Пятитысячная давай возмущаться: я такая красивая, хрустящая, сколько я людям радости принесла, когда они меня в руках держали... А эта — мятая, драная, скотчем заклеена... А десятирублевка ей говорит (делает скрипучий старческий голосок): А ты, милая, в церкви-то часто бывала?

-О паломничестве... А зачем? Богослов Григорий Нисский еще говорил: Христос один и тот же что здесь, что в Иерусалиме. Да и какова сегодня польза от духовных путешествий? Если ты сел в самолет и прилетел за несколько часов. Что ты успел подумать? Как ты успел духовно измениться? Ведь в этом был смысл паломничества. Нужно разделять это понятие и туризм. А у нас есть другая практика — монашество. Сиди в келье, и келья тебя всему научит.

-Не только вера, но и неверие бывает разным. Я как-то на досуге насчитал около десяти разных вариантов неверия. В религии есть то, что человек делает для Бога. Но главное — что Бог делает для человека. Для передачи от Бога к людям он создал церковь.

-Тем, кто хотел бы уйти в монастырь, я бы посоветовал, конечно, те, о которых не издано ни одного альбома.

-Какой вопрос задам Христу, когда с ним встречусь на небе? Я сейчас больше озабочен тем, что ему отвечать буду. Нет, не коплю в себе этот главный вопрос. Зачем? Там вечность — успею обо всем переговорить.

-Оцениваю введение в школах «Основ религии и светской этики» без триумфа и без плача. С этим надо еще работать. Когда уйдет оттенок сенсационности, лет через десять выйдет толк, тогда и можно будет посмотреть на итоги. Сейчас еще очень рано, очень наспех. Радует только то, что с детьми начали говорить о вещах, которые их интересуют и о которых с ними почти никто не рискует говорить. О чуде, о смерти, о бессмертии... А говорить надо об этом обязательно, уже года в три они начинают в этом копаться. Погуглите сборник вопросов «Дети пишут Богу». Литовский священник опрос провел. Вы в этом убедитесь, что детям это нужно!

-Почему не стал священником? Множество причин. Отвечу так: мне не хочется задерживать людей около себя. Знаете, есть такое — что люди начинают любить того, кто все время с ними рядом. А я ведь не Бог. Я ступенька. Наступил на меня и пошел дальше.

Для справки: Протодиакон Андрей Кураев – профессор Московской Духовной академии, писатель, старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ, светский и церковный ученый, проповедник и миссионер, автор учебника «Основы православной культуры».

Информационные партнеры

Компьютерная сеть «Сампо.ру»

Логин:
Пароль: