31 октября, 21:05

Крестьянство

КРЕСТЬЯНСТВО, кл. мелких произ-  водителей в с. х. К. зародилось в эпоху первобытно-общинного строя с выделением земледелия в особый вид деят.,         к-рый обеспечивал получение продукта для внутр. потребления, воспроиз-ва посевного материала и домашних животных. Формой соц. самоорг-ции К. повсеместно была поземельная соседская община («мир»). Во гл. крест. общин стояли старосты, к-рые следили за порядком землепользования, собирали причитавшиеся с крестьян налоги и подати.

Крестьяне вотчинные ― категория крестьян в 10―19 вв., земли к-рых находились в частной собственности (в вотчине) светского феодала-вотчинника. В Карелии вотчинное землевладение было распространено во времена независимости Вел. Новгорода, особенно в погостах Корельской земли и Обонежского ряда. Формой соц. устройства вотчинных крестьян, как и вообще всех крестьян, была поземельная община во гл. со старостами.

Крестьяне дворцовые ― категория крестьян в 15―19 вв. Проживали на дворцовых землях, к-рые обычно являлись домениальной собственностью престола. Выплачивали рентные подати продуктами «на государев обиход» или сырьем на царские з-ды и мастерские. Продукция из дворцовых сел ежегодно выдавалась царем нек-рым церквам и мон. в виде вспомоществования («руги»). В 1584 все черносошные крестьяне Заонежских погостов были записаны в дворцовые. В 1649 дворцовые крестьяне были записаны в солдаты, образованы полки т. н. пашенных солдат.

Крестьяне монастырские ― категория крестьян в 11―18 вв., обязанных феодальными повинностями мон.; в от-личие от вотчинных эти крестьяне и их земли обычно никому не продавались и не завещались. Московские великие кн. (цари) наделяли обители деревнями. Кроме того, нек-рые крестьяне сами продавали свои земли в вотчину мон. или передавали в качестве вклада «на помин души». В вотчинное самоуправление монастырские крестьяне выбирали должностных лиц из своей среды, но утверждал их и приводил к присяге игумен мон. Большинство мон. Карелии, такие, как Свято-Успенский Муромский, Свято-Троицкий Клименецкий, Пале-   островский Рождественский, Машезерский Ильинский, имели малочисленные вотчины или были «безвотчинными». В 1762, после секуляризации церковных и монастырских вотчинных земель, все монастырские крестьяне перешли под прямую власть гос-ва и стали называться крестьянами экономическими, позднее они вошли в состав государственных.

Крестьяне обельные ― особая категория крестьян в 16―нач. 20 в., освобожденных верх. властью от выплат гос. налогов и несения всех повинностей в качестве награды за особые заслуги перед престолом и лично царем. В 16 в. в Корельском у. обель-ными крестьянами являлись неск. карел-колдунов («кудесников»), к-рые предсказывали и «ворожили» (т. е. магическими приемами «обеспечивали»    благоприятный исход) царю Ивану IV Грозному его личную судьбу и судьбу его начинаний. В Заонежских погостах      обельными крестьянами стали в 1601 ―         Г. Меркульев из д. Ялгуба Шуйского погоста, к-рый вылечил ноги царю Борису Годунову; в 1616  в Толвуйском и Кижском погостах ― Н. Андреев, С. Иванов и М. Еремеев и их потомки за значит. услуги, оказанные ими опальной и сосланной в Заонежье инокине Марфе ― К. И. Романовой, матери первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича. К 1917 в Олон. губ. насчитывалось неск. десятков обельных крестьян. Окт. рев-ция 1917 отменила их привилегии.

Крестьяне поместные ― категория феодально-зависимых крестьян в кон. 15―сер. 19 в. Поначалу, проживая на государевых землях, отведенных в обеспечение помещикам, являлись частью гос. крестьян. С сер. 17 в., и особенно в 18 в., с укреплением устоев крепостничества и постепенным переходом в связи с этим поместий в разряд частных вотчин, поместные крестьяне превратились в почти бесправное население, подвластное уже не гос-ву, а своеземцам (к сер. 16 в. ― помещику). Ко времени освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 в Петрозаводском у. Олон. губ. сохранялось 8 небольших поместий.

Крестьяне приписные ― феодально-зависимое нас. России в 17―сер. 19 в., к-рое было обязано вместо уплаты оброчной и подушной подати работать на казенных или частных з-дах и ф-ках. В Карелии приписка крестьян к з-дам впервые была осуществлена в 1694, когда правительство закрепило за заонежскими з-дами Г. Бутенанта фон Розенбуша ок. 6 тыс. душ муж. пола.           

В 1-й четв. 18 в. в связи со стр-вом и деят. казенных Олон. Петровских з-дов к ним было приписано почти все крест. нас. Олон. у. и Карел. Поморья (ок. 50 тыс. душ муж. пола). В этот период Карелия занимала 1-е место в стране по числ. приписных крестьян. С 1805 было решено оставить в приписке только крест. нас. Петрозаводского у. По данным 10-й ревизии (1858), числ. приписных крестьян составляла 53 тыс. душ обоего пола (25 тыс. душ муж. пола), т. е. 34,6 % всего крест. нас. Карелии. Категория приписных крестьян в крае была ликвидирована в 1861―64 с отменой крепостного права в России.

Крестьяне черносошные (от «черные люди» и «соха») ― категория крестьян в 14―нач. 18 в., обязан-            ных налогами и повинностями гос-ву и свободных от частно-феодальной и корпоративно-феодальной (монастырской) эксплуатации. В Карелии с 1480-х составляли осн. ч. населения. С 1584―85 по 1620-е заонежские черносошные крестьяне перешли в категорию дворцовых крестьян, но и тогда с них по-прежнему собирали не дворцовые подати, а черносошные налоги (т. н. «четвертные доходы»). «Соборное уложение» 1649 признавало за черносошными крестьянами право на свободный срочный наем к частным лицам (вотчинникам и помещикам). Но нек-рые, в нарушение закона, бежали со своих деревенских участков, особенно интенсивно (в 17 в.) ― в Сибирь. В рамках Олон. у. черносошные крестьяне сохраняли свое положение до нач. 18 в.

Крестьяне-ямщики (ям ― почтовая ст.) ― особая категория крестьян в кон. 15―нач. 20 в. Их обязанностью являлось обслуживание наиб. важных гос. путей сообщения внутри страны. Особое внимание уделялось содержанию дорог, бесперебойному проезду государевых посланников, с сер. 17 в. ― провозу частной    корреспонденции (почты). В Карелии с 1500 в категорию крестьян-ямщиков пере-  вели ч. крестьян Корельского у. Карел. крестьяне-ямщики Е. и Г. Фомины, А. Ки-риллов и др. получили неск. деревень,     черносошные крестьяне к-рых были обязаны снабжать их продуктовым «доходом». В воен. время на ямах от Новгорода до гос. границы власти запасали продовольствие и фураж для снабжения рус. войск.

С 18 в. часть крестьян занялась отходничеством ― временным (на неск. лет или сезонно) переселением в город на работы. С кон. 19 в. шел процесс            т. н. раскрестьянивания, когда большинство крестьян навсегда переселялось в города, пополняя ряды рабочих                   и служащих. В осн. за счет крестьян в 1900―30 нас. Петрозаводска выросло с 12 до 75 тыс. чел.

В целом сословие крестьян просуществовало вплоть до Окт. рев-ции, отменившей сословное деление об-ва. В кон. 1990-х наметилась тенденция к постепенному (частичному) возврату сел. рабочих к работе на земле. Но крест. (фермерское) хоз-во в Карелии распространено недостаточно. Дачное хоз-во носит по преимуществу натуральный характер, полученные продукты в общесемейном бюджете занимают подсобное, а не осн. Место.

Лит.: История Карелии с древнейших времен до наших дней / Под общ. ред. Н. А. Ко-раблева, В. Г. Макурова, Ю. А. Савватеева,    М. И. Шумилова. Петрозаводск, 2001; Балагуров А. Я. Приписные крестьяне Карелии в XVIII―XIX в. Петрозаводск, 1962; Колесников П. А. Северная деревня в XV ― первой половине XIX вв.: к вопросу об эволюции аграрных отношений в Русском государстве. Вологда, 1976; История северного крестьянства: В 4 т. / М-во просвещения РСФСР. Архангельск, 1984.

А. Ю. Жуков, Н. А. Кораблев

Информационные партнеры

Компьютерная сеть «Сампо.ру»

Логин:
Пароль: