12 февраля, 17:36 Журнал «Республика»

Остановки и требования

4380a9ba9ff1e0e47ff9dfd6f1245e97.jpg

Маршрутка №29. Фото: Николай Смирнов

Депутаты Петросовета потребовали от мэрии расторгнуть договор с перевозчиком, сорвавшим движение автобусов на маршруте №29. Что делает городская власть, чтобы по Петрозаводску автобусы курсировали без сбоев? Мы пригласили к обсуждению все заинтересованные стороны.

Для жителей микрорайона «Сулажгорский кирпичный завод» простоять на остановке два-три часа – теперь привычное дело. Автобусы № 29 ходят без расписания. Но стоять и ждать всё равно приходится: для района СКЗ этот рейс – единственная связь с Петрозаводском.

Последние три года на 29-м маршруте постоянно случались сбои, говорят жители микрорайона. Очередной произошёл в новогодние праздники — 1, 2 и 3 января автобусов в СКЗ так и не дождались. Потом транспорт появился, но его приходилось «ловить».

Валентина Кондратьева живет в Сулажгорском кирпичном заводе уже 65 лет. Она рассказала, что раньше в Петрозаводск всегда добирались без проблем. Теперь же уехать в город — целая проблема.

Согласно договору с перевозчиком, автобусы должны начинать работу в 6:30 утра на обеих конечных станциях маршрута – на улице Кемской и в СКЗ. Интервал движения транспорта в час пик – 15 минут, в остальное время – 30. Одновременно на линии должны находиться 15 автобусов. Однако люди говорят, что на 29 маршруте уже давно работают два старых ПАЗика, которые поочередно ломаются, так что фактически ходит только один автобус.

Жителям микрорайона приходится добираться до дома на автобусах, едущих от петрозаводского автовокзала в Бесовец, Вилгу и Чалну: высаживаются на трассе и дальше идут пешком. Иногда идти приходится пять километров. Нашли отрезанные от города горожане и ещё один способ — на работу, в детские сады и на учёбу многие приспособились ездить на электричке!

Электричка Медвежьегорск – Петрозаводск останавливается в 6:48 на станции Томицы (это как раз конечная остановка 29-го маршрута). На посадку людям дается одна минута. На ней за 25 рублей до Петрозаводска можно добраться за 10 минут. Некоторые жители СКЗ, приезжая в город в 7 утра, сидят на вокзале несколько часов: рабочий день у них начинается позже.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif7c2559a2b6a66a748e2583c9dca39513.jpgОстановка для хорошего настроения. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifabc6aa1db273737749f79f47ff7c8e7d.jpgОжидание. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifd8c6e7de22497ac5352fa6da181e8b0b.jpgНа остановке. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif2aad51fded949e4bcdfac078ec839dec.jpgВ ожидании чуда. Фото: Николай Смирнов Между жалобами и извинениями

Жители Сулажгорского кирпичного завода и раньше не раз жаловались в мэрию, однако администрация проблему решить не смогла. В 2014 году руководство города в одностороннем порядке попыталось расторгнуть договор с перевозчиком, обслуживающим маршрут №29, — ООО «АТП №4 «Тосноавто». Но перевозчик сумел обжаловать действия мэрии в Арбитражном суде.

На этот раз терпение жителей СКЗ лопнуло 19 января. В тот день 16-летняя школьница простояла в ожидании автобуса на 25-градусном морозе больше двух часов. Пока ждала, обморозила ноги. Да так, что пришлось обращаться в травмпункт. Сейчас карельский Следком проводит проверку по этому инциденту. Ребёнок, к счастью, сильно не пострадал, — девочке быстро оказали медицинскую помощь.

А вот для жителей СКЗ этот случай стал сигналом к началу решительных действий: люди обратились в прессу, надзорные органы, потребовали от властей принимать срочные меры. 21 января в Петрозаводской мэрии собралась комиссия Петросовета по транспортному обслуживанию, куда пригласили и жителей «кирпички», и перевозчика — замдиректора «Тосноавто» Александра Вейдяшкина. Он пообещал решить проблему за четыре дня и выпустить на линию до десяти автобусов. Тогда компания «Тосноавто» обещание сдержала: 25 января Ключевую и СКЗ опять связал прямой рейс – на линию вышло 12 автобусов.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifa447f40c858fbdb72369f5de82c601af.jpgЗаседание комиссии 26 февраля 2016 года. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif9bb4dc77ab9991661d3a7ecf27ca6563.jpgДепутаты впервые слушают отчет руководства Тосноавто. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif8ca983cba63dcdfe5280eb94d25c632e.jpgЕвгений Краснюк и Александр Вейдяшкин («Тосноавто»). Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif20f9e562bb0bdf6821a47b91730d24d9.jpgПредседатель транспортной комиссии Петросовета Александр Назарков. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif6c258669bbd1dfee97cb7d0aad0589a8.jpgАлексей Яблоков знакомит комиссию с мониторингом работы Тосноавто. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif10740571d0c85c69c5de12fa03da877e.jpgДепутат Яблоков организовывает свою контролирующую группу. Фото: Николай Смирнов

Неделю спустя выяснилось, что Александра Вейдяшкина сняли с должности заместителя директора — видимо, так руководство компании отреагировало на сбои в работе маршрута. Теперь компанию временно представляет инженер по эксплуатации Евгений Краснюк. Он заверил, что ситуация под контролем, и извинился перед горожанами.

Однако 1 февраля на планерке в мэрии врио главы города Ирина Мирошник сообщила, что расписание на 29-м маршруте вновь сорвано. Депутаты Петросовета опять потребовали от «Тосноавто» объяснений. Евгений Краснюк заявил, что автобусов на линии достаточно. Жители же СКЗ эти слова опровергли. Вот лишь некоторые из комментариев в социальных сетях:

– Сегодня опять с утра первый автобус пришёл в 07.35, мы час ждали, диспетчер даже трубку не взял. Водители в глаза расписания не видели.

– Не успел на 8:15 – уезжай в 9:26. Ну и что, что тебе к 9:30 уже на месте нужно быть. А ехать около 50-55 минут.

– Сегодня 29-й ехал из СКЗ и высадил людей на улице Заводской, а сам постоял в стороне и уехал пустой. То есть его рабочий день закончился в 16.20!

– С 10-00 до 11-30 опять пустота, хотя в 10-30 приехал старый «ПАЗик», развернулся на конечной и уехал,  никого не взял… А спустя некоторое время как ни в чем не бывало он снова был на рейсе.

– Говорят,  таксисты наш район теперь называют Петрозаводской Рублевкой: все ездят на работу и с работы на такси. И даже дети – в школу и обратно.

К наказанию готовятся серьезно

2 февраля состоялось ещё одно заседание комиссии Петросовета по проблеме 29-го маршрута. На нем депутат Дмитрий Кузнецов предложил не церемониться с «Тосноавто» и рекомендовал мэрии расторгнуть договор с перевозчиком. Его инициативу поддержали и другие депутаты – Александр Ханцевич, Алексей Яблоков и председатель комиссии Александр Назарков.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifbffee111dcc1b608109123ba5018fa5c.jpgАлексей Яблоков — член траспортной комиссии. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifda890ee97a63e737034a6a5cf330c00a.jpgВалентина Кондратьева беседует с руководством «Тосноавто». Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif3ca9e39599d0e8d594384477f18f6cac.jpgЕвгений Краснюк — «Тосноавто». Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif9dc0ea1514c339cb87ed82c99ee0f7f4.jpgОтчет Евгения Краснюка. Фото: Николай Смирнов
В настоящий момент мэрия готовит документы о досрочном расторжении договора с «Тосноавто». Но в администрации города опасаются того, что перевозчик вновь обжалует это решение в суде. К слову, в 2014 году фирма «Тосноавто» выиграла суд и сумела вернуться на маршрут – договор, заключенный между перевозчиком и мэрией, был составлен некорректно.

Наученная этим опытом, теперь городская власть намерена добиваться лишения лицензии у «Тосноавто». Если вдруг перевозчику вновь удастся сохранить договор через суд, администрация надеется на помощь карельского управления Госавтодорнадзора — ведомство уже направило все собранные сведения о сбоях в движении автобусов в Арбитражный суд. Кроме того, работой ООО «АТП №4 «Тосноавто» заинтересовалась и прокуратура Петрозаводска.

Кстати: Компания «Тосноавто», помимо маршрута №29, работает еще на трёх – № 17, 23 и 27. Это единственный перевозчик в Петрозаводске, который зарегистрирован не в Карелии.

Кто ждет, тот и знает

А пока ситуацию будут пытаться урегулировать, жителям отдалённого микрорайона надо каждый день уезжать по делам в город и возвращаться обратно. Ситуация на маршруте далека от стабильной. Но насколько она типична для города? Часто ли горожане становятся заложниками частных перевозчиков, работающих иногда по собственным, никому неясным,  правилам. О проблеме с маршрутом №29 многие петрозаводчане узнали из СМИ — в городе он не самый популярный. Но рейсов  в Петрозаводске сейчас много. И чтобы понять, где автобусов хватает, а где их катастрофически мало, мы расспросили наших «народных экспертов» — горожан:

Татьяна

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

994e3c9358a2ef394d98cf42a683960b.jpg
— В основном я пользуюсь 10-м маршрутом. Ходят они часто — не успеваю замерзнуть, стоя на остановке. Самый плохой график работы у 8-й маршрутки. Думаю, это самый проблемный транспорт в Петрозаводске после маршруток №29: их вообще не дождаться. А вот самый лучший маршрут — №17. Очень часто ходят, и на конечной остановке всегда стоят, поэтому ждать на улице не приходится.  Инна

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

9b294510b5f82eacf33b8c064d95cb03.jpg
— Езжу я, как правило, на 17-х маршрутках. На них всегда без проблем можно уехать. А вот когда я жила на Верхней Ключевой, приходилось пользоваться автобусами №5. Они ходят отвратительно – с очень большим интервалом. Также иногда я езжу на маршрутках №8. Их тоже очень тяжело дождаться.  Даниил

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

4ac4cd0a398c7155ace63a47a7a2f05c.jpg
Я хоть и редко пользуюсь маршрутками, но всегда замечаю, что почти все автобусы не соблюдают расписания. Могу назвать, пожалуй, только два маршрута, на которых автобусы нормально ездят. Это №17 и №14. Это, действительно, лучшие маршруты. Автобусов на них очень много. Но иногда мне нужны автобусы №25 и №19. Так вот вечером из центра на них вообще не уедешь: их нет. Еще очень хотелось бы, чтобы 26-х маршруток стало больше. Было бы замечательно.  Марина Валентиновна

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

97c048d568c6246f181092c0385ab04c.jpg
— Мои маршруты — №1, №8 и №10. Все они очень хорошо ходят. Этих маршруток ждать не приходится. Остальными автобусами я пользуюсь редко. Наверное, поэтому никаких проблем с автобусными перевозками в Петрозаводске я не вижу. Хотя некоторые мои знакомые говорят, что в выходные автобусы плохо ходят.  Кирилл

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

e36f7ef783d3b22a8503ecb1851a5121.jpg
— В основном я пользуюсь автобусами №17, №8 и №10. Если с 17-ми автобусами проблем нет вообще, с №10 есть, но незначительные, а с маршрутом №8 – полная беда. Ходят они ужасно. Моей жене с двумя малолетними детьми приходится ждать этого автобуса более получаса. Расписания движения никто не знает, думаю, его и нет совсем. Еще мне очень не нравится, как ходят маршрутки №26 и №29: ими я пользуюсь редко, но когда они нужны, ждать их устанешь. 

Мы опросили полтора десятка человек. Наши респонденты назвали целый ряд городских маршрутов, работа которых вызывает, мягко говоря, неудовольствие. Но пассажиры в Петрозаводские умеют постоять за свои права: жалобы на работу перевозчиков регулярно поступают в Единую дежурно-диспетчерскую службу или в администрацию города. В прошлом году 676 раз петрозаводчане указывали городским властям на плохую работу маршруток: в адрес ЕДДС поступило 260 жалоб, в отдел транспорта администрации Петрозаводска — 321 обращение по телефону и 95 письменно.

 В 2015 году по всем маршрутам мэрия провела 49 проверок. В результате выявлено:

— 92 нарушения расписания движения (в 2014 году – 76);

— 41 нарушение режима работы (в 2014 году – 22).

За полтора первых месяца 2016 года администрация Петрозаводска проверяла автотранспортные предприятия уже 8 раз. Итог: 17 нарушений расписания движения и 9 нарушений режима работы.

Наибольшее количество обращений и жалоб от горожан поступает на работу маршрутов № 29, 23 (ООО «АТП № 4 «Тосноавто»), № 2,5,8 (ООО «АТП»), № 15 (ООО «Авто Сити»).

Получается, что работа частных перевозчиков в Петрозаводске не так уж надёжна и стабильна. И горожане просто вынуждены пользоваться их услугами. Что уж говорить о том, в каком техническом состоянии курсируют по Петрозаводску некоторые автобусы и насколько приятно находиться в салоне некоторых из них? Спасибо, что вообще приехали…

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifef601e23badef0cfea4496e9e8b56d8a.jpgДождались… Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif93ec0957ff8f483353ee8e31f045dbdf.jpgПассажиры маршрутки №29. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif9fb975786ab75e0da4398757dbd768e6.jpgКрасивый вид из хорошего окна. Фото: Николай Смирнов Новый закон — федеральный

Срок действия договоров со всеми автотранспортными предприятиями, работающими в Петрозаводске, истекает этим летом — в августе, и мэрия снова организует конкурс для перевозчиков. Только теперь его будут проводить уже по новому федеральному закону. До сих пор каждый муниципалитет при проведении такого конкурса устанавливал свои критерии отбора. Как правило, критериев было всего два: наличие лицензии на перевозки и цена. В Петрозаводске было именно так. А будет — по-другому.

Консультант (юрист) Петросовета Вера Бурлакова:

— 30 июня 2015 года Государственная Дума приняла федеральный закон №220-ФЗ. Он дает право городскому совету оценивать перевозчиков по новой шкале критериев. Оценку каждого критерия обозначат депутаты – с учетом особенностей нашего округа. Критерий «наличие лицензии», скорее всего, даст один балл: это обязательное условие. А вот безаварийный опыт перевозок может дать 10 баллов. Новый автопарк – 20.

В то же время федеральный закон №220-ФЗ не лишает администрацию города исполнительных полномочий — администрация по-прежнему останется организатором конкурса.

Такое распределение обязанностей, считают городские депутаты, обеспечит стабильность и качество пассажирских перевозок: их организацией будет заниматься мэрия, а регулированием нормативно-правовых вопросов — Петросовет. Так что теперь закрывать маршруты и расторгать договоры с неблагонадёжными перевозчиками будут по решению Петросовета:

Куда бегают маршрутчики, пока стоят пассажиры?

Новый закон потребует и от городской власти чёткого исполнения своих обязанностей в рамках договора, отмечают наши эксперты со стороны перевозчиков. Ответа «Тосноавто» на вопрос: «Что помешало  исполнять свои обязанности и какая судьба в ближайшее время ожидает злополучный маршрут №29?», мы ждали несколько дней, но так и не дождались. Однако, во время совещаний в мэрии представители этой компании высказали, чего перевозчики ждут от городских властей. Во-первых, чтобы соблюдать график движения и расписание маршрута, – жёстче должны быть требования по уборке дорог. Вот пример: месяц прошёл с тех пор, как город накрыло снегопадом, а во многих местах снег не убран до сих пор: сужена проезжая часть, колея высокая, на перекрестках из-за снежных насыпей — нулевая видимость. В таких условиях скорость автомобильного потока неизбежно снижается, и расписание маршрутов, особенно протяжённых, нарушается. А 29-й маршрут именно такой – его длина 25 километров, и проложен он через весь город.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif800097da4b4ae6392249d34916b2d52e.jpgДорога ярости. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gife05471bbd9d5a138a94bb30a18b741a6.jpgРучьи и лед. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif296bd3b9df1f10b4a9fadc8833a463c2.jpgКонечная остановка на улице Кемской. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif8da3ab7122c87bd4c49c6c0ff03e0c5e.jpgКонечная остановка на улице Кемской. Фото: Николай Смирнов

Во-вторых, необходимо содействие города в организации работы самих маршрутов. Виталий Вайганов, предприниматель, бывший руководитель трёх автотранспортных предприятий, привёл свой пример. Помещения на конечных остановках городская мэрия сдает в аренду автотранспортным предприятиям — перевозчики за них платят. Однако не все эти пункты пригодны для работы диспетчера, приема пищи, во многих нет туалета.


Виталий Вайганов

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

29c5c66d16093016eccdf92df0d8b441.jpg

— Когда я был руководителем АТП, перевозчики часто сами занимались благоустройством этих земель. За свой счет. Конечная станция одного из моих маршрутов находилась на улице Балтийской. Жители близстоящих домов постоянно были недовольны тем, что водители бегали за гаражи. Это проблему я не раз поднимал на городских планерках в мэрии. Тогда Галина Ширшина на просьбы перевозчиков внимания не обращала. 

Но навести порядок в сфере пассажирских перевозок можно, уверены наши эксперты. За последние несколько лет в Петрозаводске в этом направлении были сделаны шаги. К примеру, к 2012-13 годах на одном маршруте в городе могло работать по несколько перевозчиков. Так, маршрут №14 обслуживали четыре разных компании. Разумеется, в работе маршрута была полная неразбериха, а жалобы горожан даже до адресата не доходили -терялись. Администрация города эту проблему решила, закрепив за каждым маршрутом одного перевозчика.
Теперь наведению порядка и повышению качества перевозок должен помочь и новый закон, регламентирующий организацию конкурса среди перевозчиков. То, как закон будет работать в Петрозаводске, зависит, конечно, от исполнительной власти. Мэрия и Петросовет обещают, что в августе конкурс пройдет с учетом ошибок прошлых лет. А горожане единогласно советуют при выборе перевозчика учитывать количество машин в автопарке частников:

Илья

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

4da9505deddcc198a1718d5d7a8fef00.jpg
— Если автобусов на маршруте много, люди обращают внимание на их состояние. А если автобусов не дождаться, горожанам все равно, какие они. Приехали – и хорошо. Но количество машин на некоторых маршрутах очень маленькое. Например, на маршруте №8 или №5. Надо увеличивать. По-моему, проблему по-другому не решить.  Ирина

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

a52138a9c533134deb2883502dbe45a3.jpg
— Чтобы долго не ждать на остановках, нужно, чтобы маршруток было больше. А то иногда кажется, что только один автобус и ездит. Иногда чуть ли не час ждать приходится.  Михаил

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif

e694032917fc137ce9ba2c5388f868dd.jpg
— Есть время, когда уехать можно без проблем: автобусы есть. Но поздним вечером, например, сесть в маршрутку уже сложно. Их нет. Ждать приходится долго. Чтобы избежать такого, нужно уменьшать интервал движения, увеличивать количество автобусов и график их работы. 

Городские власти, в свою очередь, обещают к лету разработать новую схему движения общественного транспорта в Петрозаводске — чтобы и троллейбусы, и маршрутки могли мирно сосуществовать, зарабатывать и обеспечивать равную транспортную доступность всех микрорайонов города (в том числе и отдалённых). Как сообщали власти города ранее, новый порядок движения должны ввести в августе.

«Бизнес в сфере пассажирских перевозок – социально-значимый». Эти слова неустанно повторяют в мэрии, об этом знают перевозчики и догадываются пассажиры. Многие из тех, кто пользуется общественным транспортом, недовольны количеством автобусов на маршрутах, их состоянием, манерой поведения водителей. Пассажиры имеют право требовать лучших условий и должны это делать. Пусть мэрия составляет грамотные — «корректные» — договоры, депутаты оценивают работу перевозчиков, а мы — горожане — будем для наших перевозчиков общественным контролем, сообщая обо всех нарушениях маршрутчиков и защищая свою свободу передвижения по городу.

74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifc1bba28a573ed7cef08014b916d438d3.jpgКонечная. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif25dbf4b46427d3dc9a4bc07425e58e56.jpgПо бездорожью. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif2449cb3011a95152d2b86614d3ba0314.jpgВодители маршруток. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif91ba62a1d60bb68d2fdeaec8f28117de.jpgЗа рулем. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifad7ce039ae23d964009cb1a43030c7fa.jpgДеньги граждан. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gif9e9429d837973a97be2d720a3a851ff3.jpgПассажиры. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifbc96a86c6e6e93fc6281ea64d37dac70.jpgКогда поездка в удовольствие. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.giffc93b3ac0f599fecffa38da4366f301e.jpgСостояние автобусов. Фото: Николай Смирнов74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifb029343d6c8e13c400d802302b5f2386.jpgДобрались. Фото: Николай Смирнов 12-02-2016 Городской аудит   /   маршрутки в Петрозаводске 74165b770fa43a1837474bda5376275f.gifc6ec9a07872a2270da6338d6d6993724.jpg
Илья Прохоров adc060f96f8d1fea7c92b7bbd00914a9.gif

Информационные партнеры

Компьютерная сеть «Сампо.ру»

Логин:
Пароль: